Доступная среда - Положение об организации образовательного процесса для инвалидов
Утверждено:
Приказом от 11.01.2021
№4/1
Положение об организации образовательного процесса для инвалидов
г.Курск 2021
1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение об организации образовательного процесса инвалидов) (далее по тексту Положение) в Частном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Динамо» (далее по тексту — Центр) разработано в целях регулирования процедуры организации обучения для инвалидов.
1.2 Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-Ф3 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам";
1.3 Обучение инвалидов может осуществляться как в общих группах, так и по индивидуальным программам.
1.4 Особые права при обучении инвалидов программами в Учреждении регламентированы законодательством РФ и локальными актами Учреждения.
2. Основные принципы обучения
2.1. Основными принципами обучения инвалидов являются: - добровольность участия данных обучающихся;
- обеспечение конституционных прав инвалидов на обучение путем использования
- дистанционных и иных образовательных технологий;
- обеспечение условий инвалидам для прохождения ими обучения;
- создание условий для обеспечения охраны здоровья обучающихся инвалидов.
3. Адаптация образовательных программ
3.1 Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных и других средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.
3.2 В Центре обеспечивается:
- наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств и других технических средств передачи-приема учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушением слуха;
3.3 Форма проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации для обучающихся может быть установлена с учетом индивидуальных физических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.), при необходимости может быть предоставлено дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.
4. Безбарьерная архитектурная среда
4.1 В Центре ведется работа по созданию безбарьерной среды и повышению уровня доступности зданий и сооружений потребностям инвалидов.
4.2 На территории созданы условия для удобного передвижения обучающихся.
4.3 На входе в здание размещен телефонный аппарат для внутренней связи с персоналом Центра, который сможет помочь инвалидам попасть в аудитории.
4.4 Возможна организация дистанционного обучения в случаях невозможности обучающихся лично посещать теоретические занятия.
5. Организация процесса обучения инвалидов
5.1. Основными участниками процесса обучения инвалидов вовлеченными в систему взаимодействия, являются:
- преподаватели Центра;
- ответственный сотрудник (ассистент), назначаемый приказом директора для оказания помощи в процессе обучения инвалидам; администрация Центра;
- обучающиеся инвалиды.
5.2. Компетенция участников процесса распределяется следующим образом:
- Центр оказывает всестороннюю поддержку процесса обучения слушателей инвалидов. Приказом директора назначается ассистент, ответственный за координацию работы по обучению инвалидов.
- Ассистент осуществляет взаимодействие и обмен информацией с обучающимися - инвалидами;
- Методист или иное ответственное лицо администрации оформляет документы по обучению: договор, счет, приложения и иные обязательные для предоставления обучающемуся документы, а после окончания обучения - документ, установленного образца. Данный пакет документов сотрудник Центра привозит обучающемуся лично.
6. Инвалидам за счет средств Учреждения во временное пользование на договорной основе могут предоставляться:
- специализированная компьютерная и периферийная техника
- доступ к образовательным ресурсам сети Интернет;
- авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством компьютерной системы (платформы);
- иное оборудование, необходимое для организации обучения. Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса
6.1 Для слабо слышащих обучающихся использование средств компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции. Технологии беспроводной передачи звука (FM-системы) являются эффективным средством для улучшения разборчивости речи в процессе обучения. Особую роль в обучении слабо слышащих также играют видеоматериалы.
6.2 Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо использование альтернативных устройств ввода информации. Рекомендуется использовать специальные возможности операционных систем, таких как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий при вводе текста, изображения с помощью клавиатуры или мыши.
7. Требования к адаптации образовательных программ и учебно-методическому обеспечению образовательного процесса для инвалидов.
7.1 Введение адаптационных дисциплин в программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов предназначено для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации обучающихся инвалидов.
Центр должен обеспечить обучающимся инвалидам возможность освоения специализированных адаптационных дисциплин, включаемых в вариативную часть указанных программ.
Выбор методов обучения в каждом отдельном случае обуславливается целями обучения, содержанием обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков.
В образовательном процессе рекомендуется использование социально- активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими слушателями, создании комфортного психологического климата в группе.
7.2 Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся профессиональная образовательная организация должна создать фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся инвалидов позволяющие оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.
7.3 Обучаться инвалиды здоровья могут по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При необходимости возможно увеличение срока обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, но не более чем на месяц.
При составлении индивидуального плана обучения необходимо предусмотреть различные варианты проведения занятий: в Центре и индивидуально, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.
7.4 Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников из числа инвалидов необходимо осуществлять во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями в соответствии с разработанным планом мероприятий по содействию трудоустройству указанных лиц.
Эффективным является трудоустройство на квотируемые и специально оборудованные для инвалидов рабочие места.
8. Требования к организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий
8.1 При разработке образовательного сайта необходимо ориентироваться на то, чтобы и интерфейс, и контент с самого начала отвечали потребностям наибольшего числа обучаемых, т.е. обладали универсальным дизайном.
Образовательная информация, представленная на сайте дистанционного обучения должна соответствовать стандарту обеспечения доступности web-контента.
Подбор и разработка учебных материалов должны производиться с учетом возможности предоставления материала в различных формах, обеспечивающих обучающимся с нарушениями слуха получение информации визуально, с нарушениями зрения - аудиально.
Необходимо создавать текстовую версию любого нетекстового контента для его возможного преобразования в альтернативные формы, удобные для различных пользователей, альтернативную версию медиаконтентов, создавать контент, который можно представить в различных видах без потери данных или структуры, предусмотреть возможность масштабирования текста и изображений без потери качества, предусмотреть доступность управления контентом с клавиатуры.
8.2 Основной формой, применяемой при реализации дистанционных образовательных технологий, является индивидуальная форма обучения. Главным достоинством данной формы обучения для обучающихся инвалидов является возможность полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности такого обучающегося, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; вносить вовремя необходимые коррекции как в деятельность обучающегося, так и в деятельность преподавателя. Дистанционные образовательные технологии также должны обеспечивать возможности коммуникаций не только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, сотрудничество в процессе познавательной деятельности.
9. Требования к комплексному сопровождению образовательного процесса
9.1 Учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования.
Организационно-педагогическое сопровождение может включать: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся; содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя.
9.2 Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений.