Доступная среда - Положение об организации образовательного процесса для инвалидов

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц  с ограниченными возможностями здоровья

 


 

Утверждено:

Приказом от 11.01.2021

№4/1

 

 

Положение об организации образовательного процесса для инвалидов

 

г.Курск 2021

 

 

1. Общие положения

1.1 Настоящее Положение об организации образовательного процесса инвалидов) (далее по тексту Положение) в Частном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Динамо» (далее по тексту — Центр) разработано в целях регулирования процедуры организации обучения для инвалидов.

1.2 Настоящее Положение разработано в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-Ф3 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам";

1.3 Обучение инвалидов может осуществляться как в общих группах, так и по индивидуальным программам.

1.4 Особые права при обучении инвалидов программами в Учреждении регламентированы законодательством РФ и локальными актами Учреждения.

 

2. Основные принципы обучения

2.1. Основными принципами обучения инвалидов являются: - добровольность участия данных обучающихся;

  • обеспечение конституционных прав инвалидов на обучение путем использования
  • дистанционных и иных образовательных технологий;
  • обеспечение условий инвалидам для прохождения ими обучения;
  • создание условий для обеспечения охраны здоровья обучающихся инвалидов.

 

3. Адаптация образовательных программ

3.1 Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных и других средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.

3.2 В Центре обеспечивается:

  • наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств и других технических средств передачи-приема учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушением слуха;

3.3 Форма проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации для обучающихся может быть установлена с учетом индивидуальных физических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.), при необходимости может быть предоставлено дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

 

4. Безбарьерная архитектурная среда

4.1 В Центре ведется работа по созданию безбарьерной среды и повышению уровня доступности зданий и сооружений потребностям инвалидов.

4.2 На территории созданы условия для удобного передвижения обучающихся.

4.3 На входе в здание размещен телефонный аппарат для внутренней связи с персоналом Центра, который сможет помочь инвалидам попасть в аудитории.

4.4 Возможна организация дистанционного обучения в случаях невозможности обучающихся лично посещать теоретические занятия.

 

5.      Организация        процесса     обучения     инвалидов

5.1. Основными участниками процесса обучения инвалидов вовлеченными в систему взаимодействия, являются:

  • преподаватели Центра;
  • ответственный сотрудник (ассистент), назначаемый приказом директора для оказания помощи в процессе обучения инвалидам; администрация Центра;
  • обучающиеся инвалиды.

5.2. Компетенция участников процесса распределяется следующим образом:

  • Центр оказывает всестороннюю поддержку процесса обучения слушателей инвалидов. Приказом директора назначается ассистент, ответственный за координацию работы по обучению инвалидов.
  • Ассистент осуществляет взаимодействие и обмен информацией с обучающимися - инвалидами;
  • Методист или иное ответственное лицо администрации оформляет документы по обучению: договор, счет, приложения и иные обязательные для предоставления обучающемуся документы, а после окончания обучения - документ, установленного образца. Данный пакет документов сотрудник Центра привозит обучающемуся лично.

 

6. Инвалидам за счет средств Учреждения во временное пользование на договорной основе могут предоставляться:

  • специализированная компьютерная и периферийная техника
  • доступ к образовательным ресурсам сети Интернет;
  • авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством компьютерной системы (платформы);
  • иное оборудование, необходимое для организации обучения. Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса

6.1 Для слабо слышащих обучающихся использование средств компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции. Технологии беспроводной передачи звука (FM-системы) являются эффективным средством для улучшения разборчивости речи в процессе обучения. Особую роль в обучении слабо слышащих также играют видеоматериалы.

6.2 Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо использование альтернативных устройств ввода информации. Рекомендуется использовать специальные возможности операционных систем, таких как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий при вводе текста, изображения с помощью клавиатуры или мыши.

 

7. Требования к адаптации образовательных программ и учебно-методическому обеспечению образовательного процесса для инвалидов.

7.1 Введение адаптационных дисциплин в программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов предназначено для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации обучающихся инвалидов.

Центр должен обеспечить обучающимся инвалидам возможность освоения специализированных адаптационных дисциплин, включаемых в вариативную часть указанных программ.

Выбор методов обучения в каждом отдельном случае обуславливается целями обучения, содержанием обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков.

В образовательном процессе рекомендуется использование социально- активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими слушателями, создании комфортного психологического климата в группе.

7.2 Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся профессиональная образовательная организация должна создать фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся инвалидов позволяющие оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.

7.3 Обучаться инвалиды здоровья могут по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При необходимости возможно увеличение срока обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, но не более чем на месяц.

При составлении индивидуального плана обучения необходимо предусмотреть различные варианты проведения занятий: в Центре и индивидуально, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

7.4 Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников из числа инвалидов необходимо осуществлять во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями в соответствии с разработанным планом мероприятий по содействию трудоустройству указанных лиц.

Эффективным является трудоустройство на квотируемые и специально оборудованные для инвалидов рабочие места.

 

8. Требования к организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий

8.1 При разработке образовательного сайта необходимо ориентироваться на то, чтобы и интерфейс, и контент с самого начала отвечали потребностям наибольшего числа обучаемых, т.е. обладали универсальным дизайном.

Образовательная информация, представленная на сайте дистанционного обучения должна соответствовать стандарту обеспечения доступности web-контента.

Подбор и разработка учебных материалов должны производиться с учетом возможности предоставления материала в различных формах, обеспечивающих обучающимся с нарушениями слуха получение информации визуально, с нарушениями зрения - аудиально.

Необходимо создавать текстовую версию любого нетекстового контента для его возможного преобразования в альтернативные формы, удобные для различных пользователей, альтернативную версию медиаконтентов, создавать контент, который можно представить в различных видах без потери данных или структуры, предусмотреть возможность масштабирования текста и изображений без потери качества, предусмотреть доступность управления контентом с клавиатуры.

8.2 Основной формой, применяемой при реализации дистанционных образовательных технологий, является индивидуальная форма обучения. Главным достоинством данной формы обучения для обучающихся инвалидов является возможность полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности такого обучающегося, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; вносить вовремя необходимые коррекции как в деятельность обучающегося, так и в деятельность преподавателя. Дистанционные образовательные технологии также должны обеспечивать возможности коммуникаций не только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, сотрудничество в процессе познавательной деятельности.

 

9. Требования к комплексному сопровождению образовательного процесса

9.1 Учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования.

Организационно-педагогическое сопровождение может включать: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся; содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя.

9.2 Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений.